понедельник, 22 декабря 2008 г.
ПЕРВЫЕ ВЫЕЗДЫ НА ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ
жен заложить себе в мозг программу действий в тех или
иных ситуациях, это его основная задача. Со временем он
научится действовать на подсознательном уровне, то есть
его руки и ноги будут управлять автомобилем быстрее, чем
он об этом подумал. Именно этим и отличается професси-
онал от любителя.
Возьмем для примера теннис. Любитель старается обду-
мать каждое свое действие: как поставить ракетку, как сле-
дить за мячом и так далее. Профессионал во время матча
не думает о том, как ударить и куда ударить. На то чтобы
подумать, времени нет, да и процесс это длительный. Все
происходит на подсознательном уровне, то есть мышцы
спортсмена получают команды на уровне рефлексов, обхо-
дя мозг человека, как ненужное звено в цепочке принятия
решений. Все происходит словно автоматически. Точно так
же должен действовать водитель в плотном потоке транс-
порта на улицах города. На обдумывание ситуаций нет
времени, нет времени расслабиться — эмоциональное на-
пряжение вкупе с физической нагрузкой в плотном транс-
портном потоке напоминает по накалу гоночные соревно-
вания. Управлять современными машинами стало проще,
но скорость и плотность потока возросли. Главная задача
в современных условиях — заложить в сознание водителя
правильные программы, которые в конкретных ситуациях
приведут к выполнению верных действий на подсознатель-
ном уровне.
Самая простая задача — направления взгляда водите-
ля. Это настолько важно для начинающего водителя, что
нелишне вспомнить основное правило вождения, которое
гласит, что машина идет за взглядом. Ваш автомобиль ве-
дет вперед ваш скользящий взгляд. Или лучше так: ваши
руки автоматически поворачивают руль в нужном месте
и на нужный угол так, чтобы машина следовала за вашим
взглядом. Научиться управлять автомобилем, значит на-
учиться правильно вести свой взгляд, то есть смотреть туда,
куда вы хотите ехать. Все остальное — детали. Правда, не-
маловажные. Рано или поздно вы ими овладеете. А вот если
ваш взгляд не будете руководить руками, водитель из вас
выйдет никудышный.
Психическое состояние особенно важно в тот момент,
когда вчерашний ученик с водительским удостоверени-
ем в кармане делает первые самостоятельные выезды.
Подавляющее большинство острых моментов возникают
словно из ниоткуда, однако неумелый водитель прово-
цирует их сам. Надо не ставить себя в опасную ситуацию.
Например, вы все-таки решились выбраться с охраняемой
стоянки, где держите свою новенькую машину, в самостоя-
тельную поездку по городу. И чуть не наехали на пешеходов.
Вы были так сосредоточены на мысли, что сейчас придется
вливаться в поток транспорта, и это так страшно и ужасно,
что забыли про тротуар, который приходится пересекать
перед любым выездом на улицу. Вывод простой: останав-
ливаться два раза — первый перед тротуаром, а второй уже
непосредственно перед выездом на проезжую часть.
Водитель, двигаясь в потоке транспорта, должен быть
абсолютно спокоен, собран, уравновешен. Одна моя знако-
мая жаловалась, что ей очень трудно даются первые поездки
по городу из-за того, что ее обуревает смертельный страх.
Особенно она боится помешать кому-то из других водите-
лей. Я посоветовал ей проделать следующий трюк: остано-
вившись у светофора просто выключить двигатель как раз
в тот момент, когда зажжется зеленый свет. Само собой, не-
обходимо включить аварийную сигнализацию. «В первые
секунды было жутко страшно: машины стали невыносимо
сигналить! — рассказывала потом моя знакомая,— но я
повторяла про себя, словно заклятие: полное спокойствие,
кому надо — объедет!» И страх постепенно исчез, нервоз-
ность прошла, а стресс куда-то улетучился. Пропустив пару
циклов светофора, моя ученица спокойно завела двигатель
и при очередном «зеленом», включив передачу, плавно тро-
нулась с улыбкой на устах, как будто ничего не случилось.
Действительно, у каждого автомобиля может забарахлить
мотор, и никакого ужаса в этом нет. Проделав этот простой
психологический тест несколько раз, вы обнаружите, что
панический страх кому-то помешать на дороге исчез, и вы
находитесь в состоянии спокойствия и внимания. Теперь
можно полностью сосредоточиться на своих проблемах, на
том, как вы ездите и что делаете.
А делать вам надо следующее. Следите за скоростью!
Машина так и норовит бесконтрольно разогнаться, осо-
бенно под горку. Начинающий водитель не должен брать
пример с других участников движения в плане скорости.
Его задача на первых порах ехать медленнее потока, так
как ему на сбор и обработку информации требуется больше
времени.
Осторожно при разъездах. Новичок не любит останав-
ливаться! И это грубейшая ошибка. Рассмотрим простей-
шую ситуацию. Вы двигаетесь по неширокой улице или
дороге, где для движения в каждую сторону имеется одна
полоса. Впереди перед вами справа у тротуара или обочины
припаркован автомобиль. Что делать? Вопрос серьезный,
так как сзади едут автомобили, и они уже начали обгонять
вас. Посматривая в зеркало и убеждаясь, что вас никто не
пропускает, вы приближаетесь к автомобилю, а здесь и
встречный автомобиль как из-под земли вырос! Вы тор-
мозите в последний момент буквально в метре от заднего
крыла припаркованного автомобиля. Хорошо, если вы не
пытались его все-таки объехать, вообразив, что каким-то
чудом протиснитесь между ним и встречным. Все непра-
вильно! Поймите, если на вашем пути встречается препят-
ствие, вам надо тормозить до полной остановки. Это мо-
жет быть пешеход, велосипедист, мальчик на скутере — не
имеет значения. При разъезде со встречной машиной на
дороге ограниченной ширины не должно быть никакого
дополнительного препятствия! Точно так же при объезде
этого препятствия, если вам надо обязательно выехать на
встречную полосу, не должно оказаться встречных машин.
Если они есть — стоять и ждать, пока они проедут, и толь-
ко потом объезжать, причем, оставляя как можно больше
места между вашим правым бортом и препятствием. Здесь
все очень просто.
Допустим, перед вами остановился автомобиль. Вполне
понятно, что сейчас водитель, а может быть и пассажиры,
выйдут из него на проезжую часть. Видят они вас или нет,
вот в чем вопрос! В любом случае, если вы объезжаете ав-
томобиль, это нужно делать как можно дальше от него и
максимально снизив скорость. Вероятность того, что перед
вами распахнется дверь и из машины станут высаживаться
люди, остается, но вы максимально снизили вероятность
наезда.
Начинающий водитель на улицах города пытается «по-
виснуть» на бампере впереди идущего автомобиля и следо-
вать за ним вплотную. Это неверно! Вы должны проявить
самостоятельность и двигаться, свободно перемещаясь по
потоку. Понимаю, что сначала это трудно, но позже полу-
чится. Во-первых, рано или поздно вы в этот бампер при-
едете. Во-вторых, как только впереди идущий водитель
свернул в сторону, вы можете растеряться, как ребенок, ко-
торого бросили в реку, чтобы он научился плавать.
Что же мешает водителю свободно маневрировать в по-
токе?
1. Способность точно определять скорость автомобилей
вокруг и сопоставлять ее со скоростью собственного авто-
мобиля.
2. Точно чувствовать дистанцию и боковой интервал.
3. Прогнозировать действия других водителей в дина-
мике.
Рассмотрим все пункты по порядку. Маневрировать в
потоке это не значит скакать из ряда в ряд без причины, вер-
нее с единственной целью: любой ценой двигаться быстрее
потока, демонстрируя свой высокий класс. Маневрировать
в потоке — это свободно перестраиваться влево и вправо.
Допустим, вы следуете по широкому многополосному про-
спекту. Впереди — остановка общественного транспорта, а
это всегда практически останавливает два крайних правых
ряда и сильно замедляет движение в третьем ряду. Самый
правый ряд стоит, понятное дело, потому что его занял ав-
тобус или троллейбус, остановившийся у тротуара. Затор
в следующем ряду — это машины, пытающиеся объехать
помеху. Конечно, если вы все это увидели непосредствен-
но перед собой и вынуждены практически остановиться,
предпринимать что-то уже поздно. Остается только по-
корно ждать, пока общественный транспорт уедет, а затор
рассосется. Другое дело, когда водитель (который смотрит
как можно дальше и получает информацию о том, что впе-
реди, заранее) заблаговременно перестроился левее и спо-
койно объехал по другим рядам этот затор. Легко сказать
перестроился, когда никто пропускать не намерен. А этого
как раз и не требуется. Потоки транспорта на наших улицах
«рваные», то есть всегда есть «окна» между машинами и до-
статочно большие (вот заграницей потоки настолько плот-
ные, что перестроения там сильно затруднены). Плавно
перестроиться, чтобы занять такое свободное окно можно,
ориентируясь по зеркалам, а главное, двигаясь с той же ско-
ростью, что и автомобили в потоке. На первых порах, ко-
нечно, трудно сопоставить скорость своего автомобиля со
скоростью потока или с конкретной машиной в потоке, пе-
ред которой надо осуществить перестроение. Но научиться
этому необходимо. Представим себе, что мы должны занять
крайний правый ряд для поворота направо. Вроде он свобо-
ден, но тут как из-под земли в этом ряду появляется авто-
мобиль, только что повернувший направо на нашу дорогу.
Похоже, он не торопится разгоняться и плетется еле-еле.
Перед ним пространство свободно — скорее туда! Вы всегда
тормозите перед началом перестроения, чтобы разобраться
в ситуации. Поэтому вашим первым желанием было покор-
но ждать, пока автомобиль справа проедет, чтобы уже при-
строиться за ним. Но может появиться другой автомобиль.
Обычно так и случается и оказывается, что перестроиться
вправо практически невозможно. Учтите, что вы останови-
лись во втором ряду, загородив движение, и вам уже начали
сигналить, добавляя стресса. Рано или поздно с этим надо
заканчивать. Попробуйте перестроиться не на торможении,
а на ускорении. Нажимайте на газ и спокойно занимайте
свой правый ряд перед автомобилем справа.
Здесь очень важно понять неписанный принцип вза-
имоотношений на дороге. Существуют так называемые
понятийные правила движения и не только у нас, но и в
других странах. Главное их правило гласит: тот водитель,
кто четко обозначил свою позицию, или точнее, свои на-
мерения, без колебаний приступив к их выполнению, име-
ет негласное преимущество! Да, это действительно так. Как
только вы, включив «поворотник», с набором скорости, а
значит, очень скоро поравнявшись с автомобилем справа,
устремитесь в правый ряд, водитель справа обязательно
пропустит вас, даже если, осмотревшись после выезда, он
уже собирался перестраиваться влево и разгоняться. А что
ему остается делать? Тем более, что вы практически не по-
мешали ему, не подрезали его, а просто оперативно заняли
свободное место. Поймите, речь здесь идет не о лихачестве,
а скорее о рациональном использовании свободного места
в потоке и умении воспользоваться им быстро и безопасно.
Само собой разумеется, что ваш маневр не должен застав-
лять другого водителя резко тормозить или менять полосу
движения. А если вам потребовалось перестроиться из ле-
вого ряда в правый при многополосном движении плотно-
го потока транспорта? Вы что, остановитесь в левом ряду
и станете ждать, пока справа машины разъедутся? Абсурд,
так не делают! В том смысле, что если оно и появится, то
вам придется стартовать практически с места, а справа ма-
шины движутся со скоростью потока и в мгновение ока по-
равняются с вами. Так не годится! Перестраиваться впра-
во в данной ситуации возможно только одним способом:
вливаясь в правые ряды, занимая пустые места, благодаря
точно выбираемой вами скорости: вот здесь надо притор-
мозить, а здесь, наоборот, ускоряться. Так как же делать это
правильно, то есть ловить подходящие моменты для пере-
строения? Неужели, повернув голову вправо, высматривать
подходящую возможность для маневра? Нет, нет, только не
так! Очень велика опасность «приехать» в задний бампер
впереди идущего автомобиля!
Не будем забывать, что ваш автомобиль движется.
Вспомним, стоит только на мгновение оторвать взгляд
от дороги, «как вот он, задний борт грузовика». Ориенти-
роваться надо только по зеркалам, причем и определять
скорость автомобилей в потоке надо также по зеркалам.
Именно поэтому я рекомендую отрегулировать внутренне
(салонное) зеркало таким образом, чтобы оно давало вам
возможность обзора сзади и справа, а не слева.
А тренироваться можно так. Остановившись у светофо-
ра, контролируйте по зеркалам приближение других ма-
шин. Проверяйте коротким поворотом головы, где та или
иная машина находится в действительности. Соотносите
увиденную картинку с информацией, считываемой с зер-
кал. Кроме этого, проверяйте коротким поворотом голо-
вы, сверяясь по изображению в зеркалах, расположение
остановившихся машин. Такая тренировка научит вас
определять скорость двигающегося сзади автомобиля по
изображению в зеркале заднего вида. Учитесь не задер-
живать взгляд, он должен быть молниеносным, затем все
внимание вперед и снова молниеносный взгляд для кон-
троля. Если приближающийся автомобиль едет довольно
быстро, как раз второй взгляд даст полную информацию
о его скорости, и вы сможете принять окончательное ре-
шение, успеваете перестроиться или нет перед этим авто-
мобилем.
При наличии разметки ведите автомобиль точно посе-
редине своего ряда. При этом надо понимать, что другие
водители не обязательно будут соблюдать рядность и могут
(возможно не специально) выталкивать вас из занимаемо-
го ряда. Такая ситуация особенно вероятна на поворотах
при многополосном движении или на круговом движе-
нии. Если разметки нет, то новичку приходится трудно. Он
норовит срезать углы, залезая в чужой ряд. Помните, что
в этом случае надо смотреть туда, где вы хотите оказаться,
мысленно проводя пунктирную линию своей траектории,
по которой и следует вести автомобиль.
Положение автомобиля на проезжей части очень важно.
Не забывайте везде, даже в узких проездах, на парковках, во
дворах всегда придерживаться правой стороны. Это необ-
ходимо для разъезда со встречным автомобилем, который
появляется, как назло, в самый неподходящий момент.
СТАРТУЕМ УВЕРЕННО
злополучное трогание с места. Речь идет о том неуловимом
моменте, когда, плавно нажимая на педаль газа и одно-
временно отпуская педаль сцепления, надо почувство-
вать некое «схватывание» и тут же плавно прибавлять газ.
Выполнить два синхронных действия ногами начинающе-
му водителю обычно крайне сложно. Нужно ли вообще ло-
вить этот пресловутый момент?
Действительно ли дерганье при трогании с места и
упорно глохнущий двигатель — непременные спутники
начинающего водителя? Попробуем по-другому. Знаете,
что будет, если сильно прибавить газ, подняв обороты
двигателя почти до максимальных, и просто бросить пе-
даль сцепления? Автомобиль рванет с места, оставляя на
асфальте черные следы от шин,— так стартуют на гонках.
Попробуем и мы что-то подобное, но в более щадящей
форме, подняв обороты двигателя всего до полутора-двух
тысяч в минуту. Если автомобиль оборудован тахометром,
научиться держать такие обороты не проблема. На это,
правда, потребуется некоторое время. Если на автомобиле
тахометр отсутствует, держать обороты придется по звуку
двигателя на слух. Это несколько сложнее, и времени на то,
чтобы освоить филигранную работу педалью газа, потребу-
ется больше. Упражнение в любом случае очень полезное.
Ученик начинает привыкать к педали газа, а главное, он
начинает понимать, что педаль газа очень чувствительная,
и любое прикосновение к ней может вызвать резкое увели-
чение оборотов двигателя. Вряд ли удастся избежать того,
что двигатель несколько раз взревет, раскручиваясь почти
до максимальных оборотов, но, как говорится, на ошибках
учатся. Как только ваш ученик научился держать постоян-
ный газ, тут же он может плавно отпускать педаль сцепле-
ния. Никаких моментов, когда сцепление «схватывает»,
ловить не надо. Ваш автомобиль легко и плавно тронется
с места. Держу пари, что если пригласить сто человек, ни
разу не сидевших за рулем, и объяснить вышеизложен-
ный прием, то поголовно все из этого числа с первого раза
плавно без рывков смогут тронуться с места на автомоби-
ле. Спросите у любого водителя с большим стажем, как он
трогается с места. Скорее всего, вы услышите зазубренную
когда-то в автошколе фразу: «Очень плавно отпускаю пе-
даль сцепления и в то же время увеличиваю обороты дви-
гателя». Водитель со стажем лукавит. На самом деле, трога-
ясь с места бесчисленное количество раз каждый день, он
делает все совершенно не так. Ему незачем анализировать
доведенный до автоматизма алгоритм движений. Но если
бы он потрудился это сделать, то с удивлением обнаружил
бы, что трогается таким образом: прибавляет газ до полуто-
ра-двух тысяч оборотов, не пользуясь при этом тахометром
и не слушая двигатель (при его автоматизме выполнения
заученных действий в этом нет необходимости), и тут же
плавно отпускает педаль сцепления. Между этими двумя
движениями нет паузы даже в секунду, что подтверждает,
что никакого момента, когда сцепление начинает «брать»,
профессионал не ловит. Оптимальный вариант получается
у него автоматически. Профессионал трогается с места аб-
солютно так же, как и я советую трогаться вам.
Еще один камень преткновения для новичков — тро-
гание на автомобиле, стоящем на подъеме. Трогайтесь
с ручника с постоянным газом, о чем говорилось выше.
Сцепление надо отпускать плавно, и в тот момент, когда оно
начнет «схватывать» (это будет ощущаться по снижению
оборотов двигателя и приседанию задней части авто) надо
быстрым движением отпустить ручной тормоз, плавно от-
пустить сцепление до конца и, не теряя времени, несколь-
ко прибавить «газ», ведь автомобиль стоит на подъеме, и
нужно заставить двигатель отдать больше мощности.
ЗАВОДИМ ДВИГАТЕЛЬ
заводить мотор, и вы это еще помните — уже хорошо.
Понятно, что при первой самостоятельной попытке вы не
почувствуете, повернув ключ зажигания, что мотор зарабо-
тал, и будете держать ключ повернутым дальше. Мерзкий
шум включенного стартера, вращающегося на пару с ра-
ботающим двигателем, будет резать ухо любому водителю,
если он находится поблизости. Но новичок наверняка не
обратит на это никакого внимания. Такой эксперимент мо-
жет вывести из строя стартер и пагубно отразиться на зуб-
чатом венчике маховика, что сулит дорогостоящий ремонт.
Запомните: ключ имеет несколько положений (вращать
его следует по часовой стрелке), и последнее деление, ког-
да он несколько сопротивляется повороту, как раз включа-
ет стартер. «Повернул — сразу отпусти!» — вот что должен
знать начинающий водитель. Это главное в процедуре, с
которой начинается каждая поездка. Не беда, если с пер-
вого раза мотор не завелся. Заведется со второй попытки.
Все равно это лучше, чем насиловать стартер, заставляя его
вращаться с работающим двигателем. А если ключ упрямо
не хочет поворачиваться? Сколько стресса испытали но-
вички по этой причине! Дело в том, что штатный противо-
угонный штырь (заводская защита каждой машины, сходя-
щей с конвейера) запирает вал рулевой колонки, и первое
движение ключом освобождает этот штырь, втягивая его
в корпус замка. Если это самое движение выполнить не
удается, значит, рулевой вал находится под напряжением
повернутых колес и защемляет штырь замка. Достаточно
просто покачать руль вправо-влево, и ключ легко повер-
нется. Запомните, ключ от автомобиля — святой предмет
для автомобилиста. Прежде чем выйти из машины, выньте
ключ из замка зажигания.
На современных автомобилях вышеописанной про-
блемы со стартером, вращающимся вместе с работающим
двигателем, нет, ключ можно держать сколько угодно по-
вернутым — стартер будет крутить двигатель ровно столь-
ко, сколько это необходимо для его запуска. На «свежих»
моделях авто вообще ключа нет как такового. Его мес-
то заняла самая обычная кнопка с надписью «START», и
вам остается, вставив уже не ключ, а некое подобие плас-
тиковой карточки, и просто нажать на эту самую кнопку.
Такая кнопка пускала стартер на довоенных автомобилях,
но позаимствована она у гоночных машин, в которых ав-
томобильный ключ не применялся по вполне понятным
причинам. Во-первых, торчащий из замка ключ представ-
ляет опасность травмирования при аварии, а во-вторых,
насечка на его бородке со временем стирается, и он пере-
стает работать. Кроме того, ключ легко потерять. Я уже не
говорю о том, что в современных авто нет «подсоса» и про-
цедура пуска двигателя ввиду этого максимально облегча-
ется. Повернули ключ, и мотор послушно завелся в любое
время года, даже когда на улице мороз. Раньше в зимнее
время водителям приходилось умело ловить единственно
верное (определяемое опытным путем) положение рычаж-
ка заслонки подсоса правой рукой, а левой поворачивать
ключ зажигания, надавливая при этом строго дозировано
на педаль газа валенком. Малейший «перелив» топлива, и
выворачивания свечей для прочистки и разогрева не избе-
жать. Потом следовала процедура прогрева с постепенным
утапливанием рычажка «подсоса» для снижения оборотов
двигателя. Ничего подобного водители современных ма-
шин не знают. Они могут отправляться в путь, как только
мотор заработал. И это абсолютно правильно.
Мало того, во многих странах работа двигателя на хо-
лостых оборотах в населенных пунктах в целях защиты
окружающей среды запрещена. За несоблюдение данного
правила полагается солидный штраф. Сомневающимся
напомню, что специалисты давно рекомендуют сразу тро-
гаться, не прогревая двигатель, так как моторные и транс-
миссионные масла позволяют делать это без ущерба для
агрегатов автомобиля. Кроме того, двигатель, работающий
под нагрузкой, нагреется в несколько раз быстрее, чем на
холостых оборотах. А значит, и повышенный износ деталей
двигателя, неизбежно сопутствующий работе на холодном
масле, будет минимальным. В сильный мороз конечно не
стоит сразу пускать своего не разогретого стального коня в
галоп. Разумно дать поработать мотору пару минут и начать
поездку с неспешного движения на первой, а далее второй
передаче первые два-три километра.
Остановка
Плавно нажмите и удерживайте в нажатом положении педаль
тормоза до полной остановки автомобиля.
Как только скорость автомобиля уменьшится до 10-20 км/ч,
нажмите педаль сцепления до упора и переведите рычаг коробки
передач в нейтральное положение.
Отпустите педаль сцепления.
При движении на большой скорости перед остановкой сначала
переключите передачи с высших на низшую.
Переключение передач вниз
Нажмите педаль сцепления до упора.
Переведите рычаг коробки передач в положение, соответст-
вующее выбранной передаче.
Быстро и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно
нажимая педаль газа.
Переключение передач вверх
дачи (20 км/ч для 1-й передачи) снимите правую ногу с педали
газа.
Быстро нажмите левой ногой педаль сцепления до упора.
Переведите рычаг коробки передач в нейтральное поло-
жение.
Переведите рычаг коробки передач в положение, соответст-
вующее выбранной передаче.
Быстро и плавно отпустите педаль сцепления, одновременно
нажимая педаль газа.
Троганье с места
чения передач находится в нейтральном положении.
Запустите двигатель.
Нажмите и удерживайте педаль сцепления.
Включите первую передачу.
Выключите стояночный тормоз.
Перенесите правую руку на рулевое колесо.
Плавно отпустите педаль сцепления. Как только сцепление
«схватит», задержите ногу на педали сцепления и плавно нажмите
педаль газа.
После троганья автомобиля с места отпустите педаль сцепле-
ния.